bobrikstas


фотографии и разное ...


Previous Entry Share Next Entry
Будогощь — Тихвин. Неспешный стук колёс
bobrikstas
Оригинал взят у nord_ursus в Будогощь — Тихвин. Неспешный стук колёс
Вспомним, как русская сила солдатская
Немцев за Тихвин гнала

Железные дороги бывают разные. Есть скоростные магистрали, по которым ездят "Сапсаны" и "Ласточки", есть более спокойные и менее загруженные линии. А есть совсем уж позабытые, тихие ветки, проложенные через глухие леса и редкие деревушки. И поезда по таким линиям ходят чуть быстрее, чем бежит человек; периодически цепляясь за ветви деревьев, подходящих вплотную к рельсам. Одна из таких глухих веток затеряна в лесах юго-востока Ленинградской области и соединяет между собой посёлок Будогощь и старинный город Тихвин, являясь таким образом перемычкой между Мологским ходом Санкт-Петербург - Пестово - Сонково и магистралью Санкт-Петербург - Вологда. Единственный пригородный поезд на тепловозной тяге ходит тут всего раз в неделю (по субботам), а кроме него никакого движения здесь нету и вовсе. По этой почти что экзотической линии, интересной также своей историей, я проехал в рамках своего двухдневного путешествия в эти места в начале октября.



Я специально вырезал фрагмент с яндекс-карт, на котором видно, через какие глухие и незаселённые места проходит эта железнодорожная ветка.



2. Гуляя по посёлку Будогощь (до которого можно доехать на электричке из Петербурга), я дошёл до его восточной окраины, где увидел железнодорожный переезд.



3. Перед моим взором предстали полузаброшенного вида заросшие рельсы на деревянных шпалах, больше всего походящие на подъездной путь к какому-то заводу.



Отправление из Будогощи пригородного поезда на Тихвин — вечером, в 18-05. Времени у меня ещё достаточно, поэтому я решил прежде, чем поехать по этой железнодорожной ветке, сначала немного пройти по ней пешком. Движения тут всё равно нет абсолютно никакого. Утром прошёл пригородный на Будогощь из Тихвина, вечером он пойдёт обратно. И линия замрёт на целую неделю — до следующей субботы, когда поезд пойдёт снова.

4. Фото с зумом отлично показывает кривизну рельсов.



5. В основном примерно так и выглядит эта ветка на всём своём протяжении:



6. Вокруг — осенний лес:



7.



8. А вот ещё одно фото с зумом. С первого взгляда можно даже не разглядеть, что тут есть железная дорога. А ведь она ещё и действующая... Кстати, это редкий пример железнодорожной ветки, по которой нет грузового движения, но есть пассажирское.



9. Видите впереди мостик через ручей?



10. Конструкция, прямо скажем, не впечатляет своей капитальностью :)



11. От переезда я ушёл почти на километр. Дальше идти не стал, но прежде, чем идти обратно, решил сделать привал. В качестве места привала был выбран рельс.



12. И сидел я здесь, любуясь лесом...



Ну а пока привал, — время рассказать об истории этой ветки. Появление железнодорожной линии Будогощь — Тихвин самым непосредственным образом связано с событиями Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года немецкие войска (группа армий "Север"), обеспечив к тому моменту блокаду Ленинграда на суше, начали продвижение от реки Волхов на восток — в сторону Тихвина и реки Свирь с целью соединиться с финскими войсками, наступающими со стороны Карелии, и полностью сковать силы советских войск под Ленинградом. Тихвин был взят немцами 9 ноября 1941 года, однако достичь оперативных результатов им так и не удалось, — благодаря успешной обороне советских войск, план наступления на Свирь был сорван. В конце ноября Красная армия переходит в контрнаступление, в результате которого к середине декабря вражеские войска были отброшены назад к реке Волхов, был освобождён Тихвин и тем самым возобновлена железнодорожная связь с Ленинградом. Однако единственной линией, связывающей Ленинград с остальной железнодорожной сетью, была магистраль Ленинград - Вологда (выход на неё из осаждённого города осуществлялся посредством Дороги Жизни на Ладоге), и путь к Ленинграду из ближайших регионов, в том числе из Москвы, был слишком длинным — через Ярославль и Вологду. Возникла необходимость кратчайшим путём связать магистраль Ленинград - Москва со станцией Волховстрой и Дорогой Жизни. Для осуществления этой цели нужно было построить рокадные железные дороги, то есть идущие параллельно линии фронта в обход оккупированных территорий. Для связи Московского хода с Мологским была взята за основу тупиковая ветка Окуловка - Любытино, которую в 1942 году продлили до станции Неболчи на Мологской дороге, сделав сквозной. А чтобы связать Мологскую линию с Вологодской, была построена вот эта самая перемычка Будогощь - Тихвин. Была также построена запасная линия Подборовье - Кабожа, расположенная восточнее, — на случай, если врагу удастся перерезать ветку Будогощь - Тихвин, проходящую близко к линии фронта.

На карте ниже (самодельная карта, сделанная мной за час, а потому довольно корявая) всё описанное выше показано довольно наглядно. Буро-коричневым цветом закрашена территория, оккупированная немцами по состоянию на 1942 год; прорисованная правее прерывистая коричневая линия — это линия фронта по состоянию на середину ноября 1941 года, то есть перед советским контрнаступлением под Тихвином. Красной линией прочерчен железнодорожный путь в Ленинград с главного Московского хода, включающий в себя рокадные дороги. Также обозначена и рокадная линия Подборовье - Кабожа.



Поскольку поезда, шедшие на Тихвин, заходили на эту ветку не со стороны Ленинграда, а со стороны станции Неболчи, выход на неё был не со станции Будогощь, как сейчас, а с упразднённого впоследствии разъезда Горятино, расположенного со стороны Неболчей. Если бы выход был из Будогощи, которая находится ближе к Питеру, то поездам, шедшим из Неболчей, приходилось бы заходить в Будогощь и менять направление движения, хотя надобности в этом никакой не было.

13. От Горятино, а не от Будогощи, начинался и километраж. Который, между прочим, сохранился до сих пор. И именно поэтому в самом начале этой ветки уже стоит километровый столбик 22.



14. От того места, где я сделал привал, я пошёл обратно в сторону переезда. Вот такая история, — железнодорожная ветка, построенная во время войны, действует до сих пор, являясь таким вот живым, хотя и малоизвестным памятником героизму железнодорожных войск. Ветка была построена по характеру временной, но так и осталось постоянной (поэтому и мост через ручеёк столь не капитален).



Затем я миновал железнодорожный переезд. Пересекая автодорогу по железнодорожному пути, я прямо почувствовал себя поездом :) По железной дороге решил идти и дальше, чтобы выйти обратно на станцию Будогощь уже по ней, а не через посёлок.

15. На пути у меня — железнодорожный мост через реку Пчёвжа:



16. Вид на реку с моста:



17. На рельсе увидел вот такое клеймо. Удивительно... Рельсы не менялись ни разу с момента постройки линии.



18. За мостом стоит предупредительный светофор станции Будогощь. Но сейчас он уже не действует. По причине почти полного отсутствия движения, линия, представляющая собой один единственный перегон длиной в 73 километра (перегон — это участок пути между станциями, то есть раздельными пунктами, имеющими путевое развитие), управляется жезловой системой. Но не семафорами, а просто путём вручения жезла машинисту на станции отправления, после которого перегон закрывается до момента прибытия поезда на конечную станцию.



19. Взгляд обратно на мост:



20. Ну право ведь, не подумаешь, что тут вообще поезда ходят.



21. А изначально эта ветка управлялась семафорами. И в кустах рядом с рельсами я нашёл остатки механизма.



22. Рядом стоит и раритетный деревянный стометровый столбик:



23. Взгляд обратно с зумом. Впереди виден мост и переезд.



24. Идём дальше. По рельсам среди леса.



25.



26.



27.



28. Так, пройдя ещё километр по железной дороге, я вышел из леса к развилке, где расходятся: налево — ветка на Тихвин (оттуда я пришёл и туда скоро поеду), прямо — на Неболчи и далее. Выход с тихвинской ветки на мологскую в направлении Неболчей уже давно разобран (даже следов его я не нашёл), хотя в моём топографическом атласе Ленинградской области почему-то до сих пор обозначен.



29. Придя на станцию Будогощь, я увидел уже готовый к отправке, стоящий у низкой платформы пригородный поезд Будогощь — Тихвин. Тепловоз ДМ62 и один сидячий вагон.



До отправления, на самом деле, ещё почти час, и можно не торопиться. Поэтому я пока решил немного погулять в окрестностях станции.

30. Станция Будогощь в вечернем свете. Вид в сторону Питера.



31. 2М62, идущий резервом откуда-то со стороны Киришей:



32. Отправление поезда — в 18-05. И за пять минут до него я зашёл в единственный вагон, где было жарко натоплено, и кроме меня было только пять человек. Занял место поближе к концу вагона и расположился в кресле.



33. В пять минут седьмого раздался свисток тепловоза, поезд тронулся и стал выезжать со станции Будогощь.



34. Проезжаем развилку, показанную на фото 28. Мологский ход остаётся в стороне.



После этого поезд миновал мост через Пчёвжу, железнодорожный переезд, проехал то место, где я делал и привал, и медленно, со скоростью не выше тридцати километров в час, покатил дальше в дремучую лесную глушь.

35. За окном медленно проплывают осенние леса, освещённые вечерним солнцем:



36. Временами поезд едет будто по лесному коридору. Деревья стоят настолько близко к железнодорожному полотну, что то и дело с характерным звуком по стенам вагона скребут ветки.



37. А в конце вагона сложена поленница. Скорость поезда 30 километров в час, в вагоне дровяное отопление... А мы точно в двадцать первом веке?



38. Я пошёл в хвостовой тамбур вагона и стал смотреть в заднее окошко двери. Вдаль уходит стальная колея — единственная нить хоть какой-то цивилизации в этой глуши. А ведь всё это — только в двухстах километрах от Петербурга.



39.



40. Фотографии, пожалуй, далеко не самые качественные. Всё таки делались они на ходу и в вечернее закатное время. Но надеюсь, что передать атмосферу удалось.



41.



42.



43. В основном ветка идёт прямо, но в некоторых местах извивается, поворачивая поезд к вечернему солнцу разными сторонами.



44.



45. А солнце играет с осенними красками леса.



46.



Будогощь — Тихвин... А ведь эти места связаны с войной не только в плане истории строительства железнодорожной ветки. Они ещё за полгода до её постройки стали местами кровопролитных боёв. Ведь именно здесь в холодном декабре сорок первого "русская сила солдатская немцев за Тихвин гнала" (к чему я и привёл вверху эту цитату из одной старой военной песни). В общем, как уже говорилось, эта линия — живой памятник Великой Отечественной войне.

«
А в войну железные дороги прокладывались вовсе без всяких изысканий — за отсутствием времени. Просеку тянут просто по общему географическому направлению. Следуя по военной линии Тихвин — Будогощь, экстренно построенной воинами-железнодорожниками в 1942 году для подвоза грузов и боеприпасов к Ленинграду, автор наблюдал из кабины тепловоза, как линия огибает гигантские воронки от мощных фугасных бомб и даже... спускается в эти воронки, которые так и не заросли с тех пор. Тепловоз с двумя пассажирскими вагонами крадётся по ним еле-еле. Это типичная военная времянка: тут было не до топографической "классики". Путь лежит порой поперёк болота. Между прочим, на некоторых из таких линий, построенных в войну и сохранённых в действии по её окончании, до сих пор служат службу деревянные, а не железные мосты. Это линии, проложенные в глуши Новгородского края: Любытино — Неболчи, Кабожа — Чагода. Дороги с призраками больших скорбей...
»

(из книги Алексея Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог")

47. Едем дальше:



48.



49. День уходящий смотрит нам вслед...



50. Такая вот временная железнодорожная ветка, построенная в срочном порядке во время войны. Впоследствии она стала постоянной, но ни разу не модернизировалась и технически до сих пор выглядит как временная, продолжая нести службу уже семьдесят третий год.



51.



52.



53. Расфокусированная перспектива:



Поскольку на момент постройки линии движение по ней было гораздо более активным, и перегон длиной в семьдесят километров справиться с ним не мог, возникла необходимость построить между Будогощью и Тихвином несколько разъездов. Всего было открыто четыре разъезда, а при них появились маленькие железнодорожные посёлки. В 1960-е годы, когда объёмы движения здесь значительно снизились, надобность в разъездах исчезла, и они были закрыты. Посёлки, однако, остались, и являются сейчас единственными населёнными пунктами на этой железнодорожной ветке. Да и живущих тут ныне людей можно пересчитать по пальцам. На бывших разъездах поезд исправно останавливается, таким образом делая за весь путь четыре остановки с весьма оригинальными названиями: Разъезд 2, Разъезд 3, Разъезд 4 и Разъезд 5.

54. Стоянка на одном из разъездов. Видно, что насыпь здесь шире, то есть слева когда-то лежал второй путь.



На этом разъезде вышли два пожилых пассажира. Утром поезд идёт в Будогощь из Тихвина, а вечером обратно. Жители разъездов имеют возможность раз в неделю (!) съездить в Будогощь. Вероятно, в магазин за продуктами.

55. Отправление с разъезда. Слева виден путейский сарай, после него ещё промелькнуло несколько домиков, и наш поезд-вагон опять поехал по лесной глуши.



Ещё в паре мест на пути были заброшенные деревни. Вернее, уже не деревни, а урочища. Выглядит это весьма характерно, — как слегка заросшая большая поляна посреди леса.

56. А здесь в кадре, приглядевшись, можно увидеть деревянный километровый столбик.



57. Мост через этот ручей тоже не выглядит капитальным :)



Видео, снятые во время поездки по этой линии, я решил склеить в одно. Оно длинное, но посмотреть стоит. Во всяком случае, без его просмотра впечатление о написанном, пожалуй, будет неполным. Единственный минус, — на видео постоянно слышен неприятный скрип двери в задний тамбур, которая упорно не хотела закрываться. Но более интересный звук — шуршание веток деревьев по стенам вагона.



58. Вечереет. Солнце опускается всё ниже.



59. Вокруг много болот:



60.



61.



62.



На разъездах из поезда вышли те несколько пассажиров, которые ехали от Будогощи, и вагон было почти опустел. Но ближе к Тихвину он стал заполняться вновь. Теперь большинство пассажиров вагона — жители Тихвина, которые в тёплый осенний день ездили за город в лес, — по грибы, по ягоды. А места, наверное, богатые в этом отношении.

63.



64. Ещё один мост через ручеёк:



65. Если сопоставлять эту ветку с магистралями, то она даже может показаться какой-то словно почти не настоящей. Если не учитывать ширину колеи, то она, наверное, сильно походит на глухие лесные узкоколейки (хотя по таким ездить мне пока не доводилось).



66.



67. Болота...



68.



69. Остановка на разъезде №4. Несколько домиков среди леса, в двух из них видел горящий свет. Здесь в поезд сели два человека, их провожала какая-то бабушка, которая затем, помахав поезду рукой, пошла в сторону одного из домиков...



70. Отправляемся дальше:



В последний час дороги до Тихвина совсем стемнело (прибытие в Тихвин в 20-40, 73 километра поезд идёт два с половиной часа), и я уже не снимал. Будучи не выспавшимся и уставшим (а выезжал я в тот день из Питера в Кириши в семь часов утра), я решил последний час поспать. В уютном вагоне, в мягком кресле, под неспешный стук колёс и тускло светящие лампы, дремлется очень хорошо.

71.



Минут за пятнадцать до прибытия на конечную станцию я увидел вокруг обилие фонарей, затем жилые дома, а потом поезд и вовсе выехал на магистральную линию. Вокруг много путей, товарные составы, электрификация. Как такое может быть? После созерцания всей этой глуши, которую я видел на протяжении маршрута, всё это казалось противоестественным.

Но между тем, в без двадцати девять часов вечера поезд прибыл на станцию Тихвин. Пассажиры выходят и прощаются с проводницей: "До следующей субботы! Через неделю снова за грибами поедем". Выхожу и я. Позади у платформы остался стоять тепловоз с одним единственным вагоном. Вот по такой уникальной в своём роде железнодорожной ветке я проехал.

72. И напоследок сделал вечернюю фотографию тихвинского вокзала. Смазанная, правда, получилась, но ничего...

Tags:

?

Log in

No account? Create an account